IntelScan Service
Федеральная сеть по чип-тюнингу
ул. Бородинская 20а Пн-Пт 9:00 - 18:00

Про клапан EGR

Система EGR

В этой статье поговорим про клапан EGR ( ЕГР ) . Уж сколько мифов про него ходит у автовладельцев и зачастую даже у авторемонтников . Сколько волос вырвано на головах друг у друга в интернет-баталиях за все время существования связки "EGR-интернет" . Статья призвана в общих чертах объяснить что к чему , и навести немного порядка в головах . Итак .



Что такое EGR?



EGR - Exhaust Gas Recirculation , система рециркуляции выхлопных газов . Звучит довольно просто и лаконично . Да и сама эта система такая же простая и лаконичная - газопровод , соединяющий выпускной и впускной коллекторы , и в разрыве газопровода стоит клапан , с помощью которого дозируется количество выхлопных газов , подаваемых во впускной коллектор .



Зачем нужна система EGR ?



Довольно странная система , скажете вы . Зачем подавать выхлопные газы во впуск ? Ведь там продукты горения , да и кислорода кот наплакал . А какой-нибудь , считающийся технически грамотным знакомый , может снисходительно улыбаясь вам объяснить - "Это все для экологии , темнота ! Выхлопные газы дожигаются в двигателе !"



И он будет одновременно прав и не прав . Действительно , система создана для экологии . Но даже неискушенный в технике человек , посмотрев на толщину трубки , по которой идут газы , засомневается - ведь она же тонкая и газов может пропустить очень мало !



А знающий основной состав выхлопных газов человек пожмет плечами - а чему там собственно дожигаться ?!



И этот же человек расскажет , что в выхлопных газах содержаться такие вредные составляющие как CO CH и NOx .



В данном случае нас интересуют NOx.



NOx - оксиды азота . Откуда они берутся ? Наша атмосфера состоит из азота примерно на 78% . Сам по себе , при обычных условиях , азот в реакцию с кислородом не вступает . Совсем другое дело - камера сгорания двигателя . Высокая температура горения топливовоздушной смеси и большое давление в камере кроме топлива попутно заставляют окисляться и азот .



Чем опасны оксиды азота ? Вступая в реакцию с влагой образуют азотную и азотистую кислоты . Вы наверное замечали , что от выхлопных газов какого-нибудь старого неэкологичного автомобиля у вас першит в горле и слезятся глаза . Это как раз действие NOx вступающих в реакцию с влагой на вашей слизистой оболочке . Заметьте , что это все происходит на открытом воздухе , и вы стоите в метре от выхлопной трубы .



А теперь представьте себе центр города , безветренный день и огромную пробку автомобилей , не оборудованных EGR и каталитическими нейтрализаторами !



Кроме того кислоты , как и другие агрессивные окислители , способствуют мутациям клеток и возникновению раковых опухолей .



Прошу прощения за небольшой экскурс в сторону . Но теперь вы владеете нужной информацией и можно ответить на главный вопрос этой части статьи - система EGR нужна для снижения количества окислов азота в выхлопных газах . А самое главное - теперь вы понимаете зачем надо понижать это самое количество .



Как работает эта система?



Самый напрашивающийся способ сделать так ,чтобы азот не окислялся - это понизить температуру в камере сгорания . А наиболее простой , эффективный и в самой малой степени влияющий на другие параметры и подсистемы двигателя способ снижения температуры - это уменьшение скорости горения топливовоздушной смеси . Для чего в камеру сгорания и добавляется часть инертных выхлопных газов .



Управление клапаном , через который проходят газы может осуществляться за счет разрежения во впускном коллекторе , либо электрическим способом , либо их комбинацией.



Первый способ управления использовался на карбюраторных двигателях , где приоткрытие дроссельной заслонки карбюратора перемещало область разрежения на канал управления клапаном EGR .



Второй и третий способы управления используются на современных автомобилях . Либо разрежением подаваемым на клапан EGR управляет ЭБУ двигателя через электровакуумный клапан . Либо происходит непосредственное управление штоком клапана EGR , с помощью мощной электромагнитной катушки .



Мифы о EGR.



1. "Сажа из выхлопных газов загрязняет клапана двигателя , они начинают зависать" .



Ну тут механизм загрязнения клапанов несколько иной . Обратите внимание , что всегда загрязняются выпускные клапаны , а по логике этого мифа должны загрязнятся как раз впускные .Отложения на клапанах вызывают большое содержание смол и присадок в топливе , которые не сгорают и оседают на штоках клапанов . В процессе работы двигателя этот налет просто отгорает . Понижение температуры в камере сгорания препятствует достаточному разогреву выпускных клапанов и отгоранию налета , что в итоге приводит к тому , что толстый слой налета начинает препятствовать движению клапана в направляющей , клапан не закрывается до конца , и это вызывает снижение компрессии в цилиндре . Впрочем тут виноваты скорее не EGR , а производитель топлива и частые короткие поездки на небольшие расстояния .



2." Работа EGR очень сильно снижает мощность двигателя , я его заглушил и машина реально поехала" .



На самом деле влияние правильно работающей системы EGR на мощность двигателя небольшое . Тем более , что работает клапан преимущественно в режиме спокойного равномерного движения . Под большой нагрузкой он перекрывается . Поскольку снижение температуры в камере сгорания происходит за счет уменьшения скорости горения то , чтобы сильно не упала эффективность работы двигателя , при открытом EGR ЭБУ применяет поправку угла опережения зажигания . То есть топливовоздушная смесь поджигается пораньше . Механическое глушение клапана EGR перекрывает поток газов , но поправку УОЗ ЭБУ все равно применяет . Это и вызывает небольшое повышение мощности в режиме равномерного и околоравномерного движения , поскольку производитель зачастую занижает УОЗ относительно эффективного ввиду разности качества топлива в разных регионах . Но при определенных условиях может возникнуть очень раннее сгорание - так называемая "детонация".



3." EGR вообще не нужна . Современные производители отказываются от клапана EGR" .



Да , современный производитель отказывается от клапана EGR , но это не значит , что система не используется . На двигателях , оборудованных системами управления фазами распредвалов вы действительно не найдете этого "вредного" клапана . Там его функцию выполняет ЭБУ , который на нужных режимах так регулирует фазы распредвалов , что часть выхлопных газов остается в камере сгорания .



Какие неисправности системы могут быть ?



Основная проблема - это зависание штока клапана в открытом положении . Происходит из-за попадания на него большого количества сажи и топливных смол из-за неисправности системы управления двигателем и низкого качества топлива . Устранение - просто чистится .



Также механическая часть клапана может износиться , прогореть "тарелка клапана" , может произойти внутренний обрыв электромагнитной обмотки или датчика положения штока клапана .



Последствия могут быть самые разные - от просто горящей лампы "проверь двигатель" , до невозможности работы двигателя на холостом ходу и под нагрузкой .



Что делать ?



Менять :-).



Или можно заглушить механически , путем установки прокладки без отверстий , и исключить клапан из программы блока управления двигателем . Если просто заглушить клапан , ЭБУ по показаниям датчиков определит механическую неисправность , включит лампу неисправности и будет работать в аварийном режиме .



Что делать - выбор за вами .



Заключение.



Вот в общем и все , что я хотел рассказать . Надеюсь цель обозначенная в начале статьи достигнута . Спасибо за внимание .Удачи вам на дорогах !