IntelScan Service
Федеральная сеть по чип-тюнингу
ул. Бородинская 20а Пн-Пт 9:00 - 18:00

Прошивки электронного блока управления

Прошивки электронного блока управления (в дальнейшем – «прошивки ЭБУ») — это программы, записанные в память ЭБУ, управляющие работой мотора с помощью различных датчиков и посредством исполнительных механизмов. Именно прошивки ЭБУ подвергаются программированию при проведении процедуры чип-тюнинга. Для чип-тюнеров представляет интерес та часть прошивки, в которой содержатся карты топлива и УОЗ, различных лимитов и прочих данных, к которым обращается процессор для обработки сигналов с датчиков и формирования сигналов для исполнительных механизмов. Попросту говоря, эта часть называется областью калибровок. Гораздо реже изменения вносят в программный код - как правило, в области калибровок содержатся все необходимые рычаги для изменения конфигурации системы управления двигателем и программирования ЭБУ.



В зависимости от аппаратного исполнения прошивка ЭБУ может находиться в отдельной микросхеме (внешняя флеш) или внутри процессора (внутренняя флеш). Существует большое количество профессионального инструмента, который позволяет работать с флеш-памятью блоков управления. У специалистов в работе, как правило, не один и не два таких инструмента, частично перекрывающих друг друга, а стоимость этого инструмента иногда сопоставима с автомобилями премиум класса. Обычно каждый инструмент реализует несколько интерфейсов для программирования ЭБУ. Самый распространенный — J2534, при работе с этим интерфейсом прошивка ЭБУ считывается и записывается через диагностический разъем для программирования ЭБУ, снимать его с машины и разбирать не нужно. Причем чтение реализовано не везде, иногда для чтения необходимо снятие блока и подключение другого интерфейса, BDM либо Jtag. Чтение и запись прошивки ЭБУ диагностическим методом (J2534) - это самый быстрый и наименее трудозатратный способ работы с ЭБУ, но и самый опасный.



Чип-тюнер должен быть уверен, что в случае нештатной ситуации он сможет прошить ЭБУ другим способом, а иногда и восстановить данные, которые записаны в EEPROM (как правило, это информация для обмена с блоком иммобилайзера и коды форсунок). С 2008 года в ЭБУ реализуется защита от записи модифицированного ПО, что усложняет доступ к блоку диагностическим методом. В настоящее время почти во всем парке современных автомобилей для того, чтобы прошить ЭБУ, требуется его снятие для чтения и записи прошивки. Инструмент усложняется и дорожает, повышение квалификации чип-тюнера в таких условиях — обязательное требование. Что и неплохо, ибо неквалифицированный персонал остается за бортом.